Микробиота и травма спинного мозга

Воспалительные клетки на срезе травмированного спинного мозга. Нижний срез — повреждённый спинной мозг мыши, у которой наблюдался дисбиоз. Воспалительный процесс обширнее. Источник: Kigerl et al., 2016

Исследователи из университета штата Огайо (The Ohio State University) обнаружили, что повреждение спинного мозга влияет на кишечную микробиоту (совокупность бактерий живущих в кишечнике человека). Эти изменения, в свою очередь, способны ухудшать присутствующие неврологические повреждения и замедлять восстановление функций. Авторы работы предполагают, что противодействие этим изменениям с помощью, например, пробиотиков, может помочь пациентам. Статья «Дисбиоз кишечника замедляет восстановление после повреждения спинного мозга» опубликована 17 октября в The Journal of Experimental Medicine.

В последнее время обнаружено множество связей между микробиотой и функционированием организма, причём обнаружены они как у человека, так и у других животных. К примеру, недавно открыто влияние микробиома кишечника на социальное поведение у мышей. Найдены связи с различными аутоиммунными заболеваниями и неврологическими расстройствами. Так что в целом не удивительно, что новые корреляции и даже причинно-следственные связи продолжают обнаруживаться.

Травмам спинного мозга сопутствуют различные патологии, в частности — нарушение контроля над кишечником (в том числе энкопрез), который может вызывать дисбиоз. Авторы работы рассудили, что если проявляются какие-либо изменения микробиома кишечника, то они, в свою очередь, могут влиять на процесс восстановления спинного мозга. Группа учёных под руководством Филлипа Поповича (Phillip G. Popovich) из Центра восстановления головного и спинного мозга (Center for Brain and Spinal Cord Repair) проследила, как меняется микробиом кишечника мышей после повреждения спинного мозга. Они обнаружили, что микробиом претерпевает значительные изменения, а также наблюдается миграция бактерий в другие ткани и активация провоспалительных иммунных клеток, ассоциированных с кишечником.

У группы мышей с самыми значительными изменениями микробиоты, наблюдалась самая низка скорость восстановления. Так же низкая скорость восстановления и повышенные уровни воспаления в области спинного мозга была у мышей, которым перед травмой дали антибиотики. Наименьшие повреждение спинного мозга и наибольшая скорость восстановления контроля над задними конечностями была у мышей, которым ежедневно давали пробиотики для восстановления здорового микробиома кишечника.

Пробиотики, содержащие больше количества лактобацилл, активировали связанные с кишечником регуляторные Т-клетки иммунитета, которые могут подавлять воспаление. Они могут предотвращать нанесение чрезмерного ущерба спинному мозгу после травмы. Так же бактерии могут выделять какие-либо вещества, которые ускоряют восстановление, ускоряя рост нейронов. «Вместе или по отдельности эти два механизма могли бы объяснить то, как разрушение микробиома кишечника влияет на развитие патологий после травмы спинного мозга, и то, прочему пробиотики блокируют или даже обращают развитие повреждений», — говорит Филлип Попович.

Микробиота (микробиом) — собирательное название микроорганизмов, находящихся в симбиозе с организмом. Различают микробиоты кожи, кишечника и т.д.

Микрофлора кишечника человека состоит из нескольких сотен видов, большинство из которых — бактерии, например, кишечная палочка.