Ещё один способ продлить жизнь подопытных мышей

Медианная продолжительность жизни мышей с удалёнными дряхлыми клетками была продлена на 17—35%.

Исследователи из клиники Майо в Рочестере, США, показали, что стареющие клетки, которые потеряли способность делиться и количество которых увеличивается с возрастом, негативно влияют на здоровье и сокращают продолжительность жизни. Результаты работы, опубликованные 4 февраля в журнале Nature, свидетельствуют, что ликвидация таких клеток задерживает образование опухолей, сохраняет ткани и работоспособность органов и значительно продлевает срок жизни подопытных животных без наблюдаемых побочных эффектов.

«Клеточное старение — это биологический механизм, который функционирует как «стоп-кран», который заставляет повреждённые клетки прекратить деление, — говорит старший автор статьи Ян ван Дёрсен (Jan van Deursen) с кафедры биохимии и молекулярной биологии в клинике Майо. — Своевременная остановка деления этих клеток важна для профилактики рака; появилось предположение, что раз «стоп-кран» сработал, эти клетки больше не нужны».

Исправно работающая иммунная система быстро удаляет дряхлые клетки из организма, но с течением времени её работа становится менее эффективной. Стареющие клетки продуцируют факторы, которые повреждают соседние клетки и вызывают хроническое воспаление, тесно связанное с дряхлостью и возрастными заболеваниями.

Исследователи использовали трансгенных мышей, стареющие клетки которых чувствительны к определённому препарату (AP20187). Удаление дряхлых клеток у животных задержало образование опухолей и снизило скорость возрастного ухудшения работы группы органов. Медианная продолжительность жизни мышей была продлена на 17—35%. Это были здоровые внешне животные, у них, по сравнению с контрольной группой, было меньше воспалений в жировой, мышечной и почечной ткани.

«Дряхлые клетки, которые накапливаются при старении, вредят вашим органам и тканям, и, следовательно, сокращают не только вашу жизнь, но и здоровый этап вашей жизни, — говорит доктор ван Дёрсен. — И поскольку вы можете удалять эти клетки без негативных побочных эффектов, методы лечения, которые будут базироваться на наших выводах — либо генетическая модификация, которую мы использовали для устранения клеток, либо препараты или другие соединения, способные устранять стареющие клетки, вероятно будут эффективны в терапии возрастных заболеваний и изменений».