Хищный цветок использует трупы насекомых для защиты

Цветок аквилегии исключительной.

Цветок аквилегия исключительная (Aquilegia eximia) для защиты от мелких растительноядных существ использует необычную стратегию — он покрывает себя сотнями трупов мелких насекомых. Растение приманивает членистоногих и захватывает их липкими волосками, чтобы привлечь хищников, — к такому выводу пришли учёные из Калифорнийского университета. Главный враг аквилегии — гусеница Heliothis phloxiphaga. Она пожирает репродуктивные части растения: бутоны, цветы и плоды. Трупами насекомых, пойманных цветком, питаются клопы Hoplinus echinatus и Pselliopus spinicollis, они же съедают яйца гусеницы.

Чтобы проверить гипотезу о том, что насекомые попадают в западни аквилегии неслучайно, учёные провели эксперимент: в чашку Петри, покрытую пластмассовой сеткой и липкой лентой-ловушкой, они поместили кусок плодоножки и лист растения. Несколько таких чашек расставили на лугу на расстоянии не меньше метра друг от друга. В такие же сосуды контрольной группы частей растения не клали. Чашки с кусочками цветка привлекали на 21% больше насекомых, и учёные пришли к выводу, что аквилегия приманивает жертв, вероятно, каким-то летучим химикатом.

В ходе второго эксперимента исследователи удаляли прилипших насекомых с некоторых растений и сравнивали их с контрольной группой. Цветы, облепленные трупами, привлекали на 74% больше хищников. Удаление насекомых повышало риск повреждения репродуктивных частей растений на 121%. Приманивая жертв, аквилегия использует стратегию «непрямой защиты», — сделали вывод учёные. Результаты исследования они опубликовали в журнале Ecology.