Новый способ продлить жизнь. Пока только мухам

Ahuizotl
Ахуицотль — существо из ацтекских мифов. Его представляли в виде койота с руками и ногами обезьяны. Иногда его также изображали с длинным хвостом с рукой на конце. Главная задача Ахуицотля была — топить рыбаков и лодки, следя за первозданной чистотой реки, не допуская её изменения человеком. По другой версии, Ахуицотль топил только тех, кем «уже интересовались боги», то есть людей, которым жить на Земле более не следовало из неких высших соображений, направленных на улучшение мира.

Группе исследователей из Университета Берна (Швейцария) удалось значительно продлить продолжительность жизни мух путём активации гена, который уничтожает нездоровые клетки. Результаты могут открыть новые возможности и в области борьбы со старением человека.

Биологи разрабатывают методы увеличения продолжительность жизни человека с использованием модельных организмов, обычно это мыши или мухи — существа, чей жизненный цикл проходит достаточно быстро. Исследователи из Института клеточной биологии Университета Берна в Швейцарии под руководством профессора Эдуардо Морено (Eduardo Moreno) разработали метод, который увеличивает продолжительность жизни мух. В его основе — улучшение механизма отбора лучших клеток организма. Статья о результатах исследования опубликована в журнале Cell.

«Наши тела состоят из нескольких триллионов клеток, — объясняет Морено. — В процессе старения в клетках накапливаются случайные ошибки из-за стресса или внешнего воздействия, например, ультрафиолетового излучения Солнца». Но эти ошибки не происходят во всех клетках одновременно и с одинаковой интенсивностью. «Мы пришли к выводу, что выбор наименее пострадавших клеток и устранение повреждённых мог бы быть хорошей стратегией для поддержания здоровья ткани и, следовательно, замедления процесса старения и увеличения продолжительности жизни».

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи использовали мух Drosophila melanogaster. Первой задачей было выяснить, какие клетки в различных органах дрозофилы были здоровее. Морено выявил ген, который был активирован в наименее здоровых клетках. Ген был назван Ахуицотлем (Ahuizotl), в честь мифического животного, топившего, по представлениям ацтеков, лодки и рыбаков.

Функция гена — уничтожение больных и неправильно работающих клеток для защиты целостности и здоровья органов в целом.

Как правило, в каждой клетке имеется две копии этого гена. Вставив третий экземпляр, исследователи смогли увеличить эффективность отбора. В результате улучшилось качество клеток, органы мухи работали дольше и лучше обычного.

«Наши мухи в среднем жили на 50—60% дольше, чем обычные мухи», — говорит Криста Ринер (Christa Rhiner), один из соавторов исследования.

Разумеется, создание мух-долгожителей не является целью работы учёных. Ген Ахуицотль сохранился и в нашем геноме, существует вероятность, что метод, разработанный в Швейцарии, в будущем поможет увеличить качество и продолжительность жизни человека.