Крысиная лапка выращена в лаборатории

Крысиная лапка, выращенная в лаборатории.

Это выглядит ампутированной лапкой крысы, но на фото нечто гораздо более интересное: конечность была выращена в лаборатории из живых клеток. Этот опыт может войти в историю как первый шаг к созданию реальных, биологически функциональных конечностей для инвалидов.

«Мы сосредоточили усилия на выращивании предплечья и кисти, чтобы доказать действенность подхода и предоставить работающую модель, — говорит Харальд Отт (Harald Ott) из Массачусетской больницы широкого профиля в Бостоне (Massachusetts General Hospital, Boston), в которой проведён эксперимент. — Но этот метод позволяет выращивать ноги, руки, любые конечности».

Сейчас инвалиды, потерявшие конечности, вынуждены прибегать к искусственным заменителям, которые могут выглядеть прекрасно с косметической точки зрения, но не способны соревноваться с настоящими конечностями по функциональности. Развитие бионических конечностей идёт полным ходом, но выглядят они неестественно. Трансплантация рук возможна и время от времени проводится, но получатель пожизненно вынужден принимать препараты для предотвращения иммунного отторжения ткани.

Выращивание новой руки или ноги из собственных клеток пациента избавит от вышеперечисленных трудностей.

«Это первая попытка создать биологическую конечность, и мне не известны какие-либо другие технологии, позволяющие создавать композитную ткань подобной сложности» — говорит Отт.

Технология, о которой рассказывает Харальд Отт, уже применялась для выращивания более простых тканей, в частности фрагментов трахеи, и была испытана на людях (исход этих операций может свидетельствовать о «сырости» метода — многие пациенты скончались). Для того чтобы орган сформировался, в качестве основы используется мёртвый донорский орган, из которого «вымывается» весь белок, чтобы получить коллагеновый каркас. Далее в каркас вводятся клетки, формирующие соответствующие ткани. Сначала это сосудистая ткань, далее клетки эндотелия, затем миобласты, развивающиеся в мышечные волокна. Проверка с помощью электрического сигнала показала, что выращенная лапка может сгибаться и разгибаться.

Следующими шагами исследовательской группы станет формирование костной и хрящевой ткани. До создания руки, которую можно было бы пересадить человеку, по словам Отта, не менее десяти лет.