Вакцину против малярии начнут применять в трёх странах Африки

Пилотный проект ВОЗ по вакцинации детей против малярии будет запущен в Гане, Кении и Малави.

Использование первой в мире вакцины для защиты от малярии в 2018 г. начнётся в трёх африканских странах: в Гане, Кении и Малави. Новая вакцина «обучает» иммунную систему бороться с возбудителем малярии — одноклеточным паразитом, попадающим в организм с укусом заражённого комара.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже заявила, что эта разработка потенциально способна спасти десятки тысяч жизней. Однако пока не вполне ясно, будет ли вакцина эффективна в беднейших регионах мира. Для выработки иммунитета прививку необходимо сделать четырежды: три раза с интервалом в месяц и ещё один раз, спустя 1,5 года. В ходе тщательно контролируемых и хорошо финансируемых клинических испытаний это было возможно, но неизвестно, будет ли соблюдаться график вакцинации в «реальном мире», где доступ к медицинской помощи зачастую ограничен. (далее…) «Вакцину против малярии начнут применять в трёх странах Африки»

Герпесвирусы могут сохраняться в воде

Герпесвирусы под электронным микроскопом.

Результаты нового исследования поставили под сомнение утверждение, что герпесвирусы, как и другие оболочечные вирусы, относительно неустойчивы во внешней среде: в определённых условиях герпесвирусы, заражающие лошадей, остаются стабильными и сохраняют свои патогенные свойства на протяжении трёх недель. Это означает, что не прошедшая обработку вода может быть источником инфекции. Результаты исследования были опубликованы в издании Scientific Reports.

Оболочечные вирусы, в частности герпесвирусы, могут вызывать заболевания, распространяясь воздушно-капельным путём. Ранее считалось, что в окружающей среде такие вирусы быстро разлагаются, поэтому «выжить» они могут лишь при непосредственной передаче от одного макроорганизма к другому. Однако группа исследователей из Института изучения зоопарков и дикой природы Лейбница (нем. Leibniz-Institut für Zoo- und Wildtierforschung) в сотрудничестве с коллегами из Института вирусологии (нем. Institut für Virologie) Свободного университета Берлина (нем. Freie Universität Berlin) поставила под сомнение это утверждение. (далее…) «Герпесвирусы могут сохраняться в воде»

Исследовательский центр Монсанто в Италии подвергся нападению

Неизвестный забросал исследовательский центр Монсанто бутылками с зажигательной смесью; это не первый случай, когда представительства биотехнологических компаний в Италии подвергаются нападению.

В ночь с 16 на 17 апреля неизвестный закидал бутылками с зажигательной смесью исследовательский центр корпорации Монсанто в итальянском городе Ольменета — об этом в пятницу, 21 апреля, сообщил журнал Science. Информацию подтверждает итальянское издание La Repubblica. В результате нападения начался пожар, пострадало оборудование и холодильная комната, в которой обычно хранятся экспериментальные семена; к счастью, обошлось без жертв. (далее…) «Исследовательский центр Монсанто в Италии подвергся нападению»

Самое дорогое лекарство в мире снимают с продажи

Глибера, препарат производства фармкомпании <i>UniQure</i>, будет доступен пациентам вплоть до октября этого года.
Глибера, препарат производства фармкомпании UniQure, будет доступен пациентам вплоть до октября этого года.

Фармацевтическая компания UniQure, создатель первого средства для генной терапии на Западе, собирается снять свою разработку с продажи из-за недостаточного спроса. Препарат Глибера (Glybera) стал самым дорогим лекарством в истории: цена одного курса инъекций составляет около 1 млн долларов США. Средство на основе генетически модифицированных аденоассоциированных вирусов предназначалось для лечения редкого обменного заболевания, врождённого дефицита фермента липопротеиназы.

В Европе препарат был одобрен в 2012 г. Процесс сопровождался задержками и рядом замечаний по вопросам безопасности. Получение разрешения на использование Глиберы стало важной вехой на пути развития генной терапии, однако низкий спрос на препарат и сомнения в его эффективности негативно повлияли на UniQure. (далее…) «Самое дорогое лекарство в мире снимают с продажи»

FDA одобрило прибор для лечения кластерных головных болей

GammaCore, прибор для неинвазивной стимуляции блуждающего нерва.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration) одобрило использование прибора для стимуляции блуждающего нерва в качестве средства для борьбы с кластерными головными болями. Кластерные (или гистаминовые) головные боли — это редкий тип головных болей, от которого страдают преимущественно мужчины.

Не вполне понятно, как именно прибор взаимодействует с блуждающим нервом. По-видимому, устройство вмешиваться в процесс распространения сигналов по этому крупнейшему нерву человеческого тела, связывающему головной мозг с внутренними органами. Блуждающий нерв вовлечён во многие процессы, идущие в организме. (далее…) «FDA одобрило прибор для лечения кластерных головных болей»

Во Флориде выпустили на волю инфицированных комаров

Электронная микрофотография Wolbachia внутри клетки насекомого.

Тысячи комаров, инфицированных бактериями рода Wolbachia, были выпущены на волю в районе островов Флорида-Кис (Florida Keys) на этой неделе. Это было сделано в надежде взять под контроль численность популяции комара Aedes aegypti, самки которого являются переносчиками вируса Зика, а также вирусов-возбудителей лихорадки денге и лихорадки чикунгунья.

Как сообщает Управление по контролю комаров (Mosquito Control District) региона, 20 тыс. самцов вида A. aegypti были выпущены для полевых испытаний, которые продлятся 12 недель. Самцы (для людей они безопасны) были искусственно инфицированы бактериями рода Wolbachia. Эти микроорганизмы встречаются в клетках многих насекомых, но не комаров, поэтому в ходе подготовки к испытаниям учёным пришлось вручную впрыскивать культуру бактерий в организм самцов A. aegypti. Это вмешательство должно сделать самцов бесплодными. Поэтому, когда они спарятся с самками своего вида, яйца не вылупятся, и численность популяции комаров уменьшится, а вместе с ней — и количество распространяемых вирусов, в том числе, вируса Зика. По крайней мере, именно на такой результат надеются авторы проекта. (далее…) «Во Флориде выпустили на волю инфицированных комаров»

Проект по поиску разумной внеземной жизни представил первые результаты

Радиотелескоп Грин-Бэнк.

Проект по поиску внеземной жизни Breakthrough Listen представил первые результаты исследований. Астрономы проанализировали данные, собранные радиотелескопом Грин-Бэнк за год наблюдений, и обнаружили 11 сигналов. Скорее всего, они не имеют отношения к инопланетянам, но учёные не отчаиваются и продолжают поиски. Препринт статьи, данные и ПО для их анализа выложили в открытый доступ. (далее…) «Проект по поиску разумной внеземной жизни представил первые результаты»

В компании раки напиваются быстрее

Под воздействием алкоголя раки переворачиваются на спину и уже не могут подняться самостоятельно.

Социально активная жизнь ускоряет действие алкоголя. По крайней мере, у раков. В ходе эксперимента учёные поместили животных в аквариумы, наполненные водой с добавлением небольшого количества спирта. При этом некоторые раки содержались поодиночке, а некоторые — группами из нескольких особей.

Раки, находившиеся в социальной изоляции, начали демонстрировать признаки воздействия алкоголя (например, дёргать хвостом) существенно позже, чем те, кто содержался в компании себе подобных.

Затем учёные имплантировали тонкие электроды в область, управляющую движениями хвоста. Исследователи обнаружили, что у животных, перенёсших воздействие алкоголя, минимальная интенсивность электрических импульсов, необходимая для начала движений, была меньше. Интересно, что у животных, содержавшихся в группах, этот показатель был ещё ниже — и снижался быстрее, чем у «раков-отшельников», живших поодиночке. (далее…) «В компании раки напиваются быстрее»

Переливание человеческой крови омолодило мозг мышей

Кому — кровь, а кому — лекарство от старения.

Белок, содержащийся в плазме человеческой пуповинной крови может улучшить работу мозга стареющих мышей — к такому выводу пришли учёные из Стэнфордского университета (Stanford University). Это первый случай, когда «омолаживающий» эффект продемонстрировали, переливая грызунам кровь Homo Sapiens. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. (далее…) «Переливание человеческой крови омолодило мозг мышей»

Откуда пошла «зелёная революция» у муравьёв

Руководитель научной группы Тед Шульц и его подопечные — муравьи.

За миллионы лет до того, как человек впервые занялся сельским хозяйством, под землёй уже процветали обширные фермерские системы. Там выращивали грибы колонии муравьёв. Насекомые освоили продвинутые агротехнологии и даже научились одомашнивать некоторые культуры. Учёные из Университета Юты (University of Utah), Национального музея естественной истории (National Museum of Natural History) Смитсоновского института в Вашингтоне и Университета штата Луизиана (Louisiana State University) проанализировали эволюционную историю муравьёв-фермеров и выяснили, где и когда произошла эта «зелёная революция». Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

В Америке и на Карибских островах живут около 250 видов муравьёв-грибководов из трибы Attini. Их можно условно разделить на две группы: одним удалось освоить продвинутые технологии сельского хозяйства, а другие способны только на примитивные его формы. Основание новых ферм у всех происходит одинаково: когда дочь королевы покидает гнездо, она берёт с собой часть грибницы. Сообщества с неразвитой агрокультурой выращивают грибы, которые прекрасно выживают в дикой природе сами по себе, свободно скрещиваются с другими популяциями и, в принципе, не зависят от муравьёв.

Подземная муравьиная ферма.

Более «продвинутые» насекомые смогли изолировать грибы от диких собратьев и таким образом получили культуры, которые без фермеров выжить не могут — то есть, одомашнили их. «Грибам пришлось остаться с муравьями, — комментирует Тед Шульц (Ted Schultz), один из авторов работы. — У них не было другого выбора». «Эти развитые сообщества занимались устойчивым сельским хозяйством в промышленных масштабах миллионы лет,— говорит исследователь. — Изучая эволюцию их взаимоотношений с грибами, мы можем получить информацию о том, как справиться со сложностями при ведении сельского хозяйства. Муравьи создали форму сельского хозяйства, которая обеспечивает весь необходимый сообществам корм за счёт единственной культуры, устойчивой к болезням, вредителям и засухе. По масштабу и эффективности она может соперничать с человеческой агрокультурой».

По одной из гипотез «зелёная революция» началась во влажных лесах в тропиках Южной Америки — там обитают предки одомашненных грибов, а также их дикие родственники. Но с помощью этой гипотезы сложно объяснить, как доместикация вообще стала возможной. Для того чтобы одомашнить культуру, нужно хотя бы на время добиться её репродуктивной изоляции. Как же муравьям это удалось, если вокруг была масса свободно живущих видов, с которыми грибы обменивались генами?

Чтобы в этом разобраться, учёные сравнили геномы 119 современных видов муравьёв, 78 из которых занимались сельским хозяйством. В ходе анализа они нашли ближайшего родственника грибководов, не имеющего отношения к фермерству, отследили географическое распространение видов и установили когда, где и в каких условиях у насекомых развивались определённые признаки. Анализ показал, что муравьи, которые впервые применили «продвинутые» техники сельского хозяйства, около 30 миллионов лет назад, жили не во влажной, а в засушливой местности.

Эволюция и биогеография муравьёв-фермеров.

В этот период планета остывала, а климат постепенно менялся. Грибы, привыкшие к жизни во влажных лесах, плохо переносили новые условия. «Но если муравей-фермер, который приспособился к жизни в сухом климате, берёт тебя с собой и удовлетворяет все твои нужды, у тебя всё будет хорошо», — комментирует Шульц. Люди научились выращивать тропические растения в теплицах — примерно так же поступали и насекомые, поддерживая влажность на своих фермах. «Если становится слишком сухо, муравьи приносят воду, если слишком влажно — наоборот», — говорит учёный. Даже если условия на поверхности невыносимы, грибы могут спокойно жить под землёй, в комфортных комнатах с климат-контролем. В такой ситуации они становятся зависимыми от фермеров и не могут сбежать из колонии и снова жить в дикой природе.

По словам Шульца, пример муравьёв показывает, что организм может подвергнуться одомашниванию, даже если фермеры не занимались искусственным отбором. Насекомые, которые брали грибы в свои новые гнёзда, изолировали их от диких родственников, в результате культуры развивались независимо от внешнего мира и приобретали новые признаки.

Китайский искусственный интеллект ищет пропавших детей

Baidu
Программа распознавания лиц от Baidu.

Китайская технологическая компания Baidu продемонстрировала возможности программ искусственного интеллекта. Новые возможности компьютерного анализа и обработки изображений помогли человеку найти родственников через 27 лет после того, как он был похищен.

Baidu в рамках помощи благотворительному проекту по поиску пропавших детей (baobeihuijia.com — сайт на китайском языке) использовала специализированное программное обеспечение, способное анализировать фотографии потерянных детей и сравнивать их с фотографиями взрослых, учитывая возможные возрастные изменения. (далее…) «Китайский искусственный интеллект ищет пропавших детей»

ВОЗ продолжает борьбу с «забытыми» тропическими болезнями

"Забытые" тропические болезни чаще всего поражают жителей беднейших районов, живущих в плохих санитарных условиях.
«Забытые» тропические болезни чаще всего поражают жителей беднейших районов, живущих в плохих санитарных условиях.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) собирается, в соответствии со своими планами, к 2020 г. взять под контроль или полностью победить сонную болезнь, болезнь Шагаса и другие старые тропические заболевания. На встрече, которая состоялась в среду в Женеве, представители ВОЗ уделили внимание целям, поставленным в дорожной карте «забытых» тропических болезней (Neglected Tropical Diseases Roadmap) и рассказали о достижениях последнего десятилетия в этой области. (далее…) «ВОЗ продолжает борьбу с «забытыми» тропическими болезнями»

Новое расширение для Chrome облегчает ввод формул

Интерфейс расширения EquatIO.

Компания Texthelp выпустила расширение для ввода формул под названием EquatIO. Оно работает с Google Docs и Google Forms и позволяет вводить математические выражения от руки, писать их словами или надиктовывать. Премиум-версию нужно покупать, но большинство функций доступны бесплатно. (далее…) «Новое расширение для Chrome облегчает ввод формул»

Бактериофаги спасли мышь от сепсиса

3D-модель бактериофага, изображающая момент проникновения генома вируса в бактериальную клетку.

Бактериофаги, вирусы, паразитирующие на бактериях, могут помочь в решении глобальной проблемы растущей антибиотикорезистентности. Исследователи из Медицинского колледжа Бейлора (Baylor College of Medicine) и Медицинского центра для американских ветеранов Майкла Дебейки (Michael E. DeBakey Veterans Affairs Medical Center) установили, что бактериофаги могут уменьшить численность бактерий и улучшить состояние здоровья мышей, заражённых смертельно опасным полирезистентным «суперинфектом». Результаты исследования опубликованы в издании Scientific Reports.

«Наша команда решила выяснить, могут ли фаги быть эффективным средством для уничтожения большой колонии бактерий, ставших устойчивыми к антибиотикам и теперь вызывающих смертельные болезни у людей, — рассказывает соавтор исследования доктор Энтони Марессо (Anthony Maresso), доцент молекулярной вирусологи и микробиологии из колледжа Бейлора. — Возможности существующих подходов к терапии таких заболеваний практически исчерпаны, нам нужны новые идеи». (далее…) «Бактериофаги спасли мышь от сепсиса»

Хорошие привычки заразительны

Хороший пример тоже может быть заразителен. Причём плохие бегуны вдохновляют даже больше, чем хорошие.

Здоровый образ жизни может быть заразителен — к такому выводу пришли учёные из MIT Sloan школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте (MIT Sloan School of Management). Они проанализировали данные миллиона обладателей фитнес-трекеров, которые за пять лет пробежали около 350 миллионов километров. Каждый километр, который пробегал участник исследования, заставлял его товарища пробежать 0,3 километра — и есть основания полагать, что это не просто совпадение. Похоже, бегуны влияют друг на друга — причём слабые воодушевляют сильных, а не наоборот. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications. (далее…) «Хорошие привычки заразительны»