Программа решает визуальный тест на IQ лучше людей

Пример матриц Равена — классического визуального теста.

Исследователи из Северо-Западного университета (Northwestern University) разработали вычислительную модель, которая решает задачи визуального теста (который ещё используют для оценки IQ) лучше, чем средний американец. Результаты работы опубликованы в журнале Psychological Review. (далее…) «Программа решает визуальный тест на IQ лучше людей»

Ранняя вакцинация от гриппа может снизить эффективность защиты

Специалисты рекомендуют делать прививки от гриппа не заранее, а вовремя — непосредственно перед началом эпидемии.

Рекламное предложение «сделать прививку от гриппа сегодня» в июле или начале августа может выглядеть несколько неожиданным. Но, как считают учёные, оно не только напоминает нам о том, что летние дни скоро закончатся. Слишком раннее проведение вакцинации может повлиять на её эффективность, к такому выводу приходят авторы всё большего количества исследований.

Работы, проведённые в США и Европе, продемонстрировали, что надёжность защиты, обеспечиваемой вакциной, постепенно снижается в течение первых месяцев после прививки. К такому выводы пришли, например, авторы исследования, недавно опубликованного специалистами американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention). В ходе работы было показано, что через шесть месяцев после укола эффективность вакцины в отношении двух штаммов вируса снизилась более чем на 50%. Защита от остальных пяти разновидностей вируса за это же время исчезла практически полностью.

Для подтверждения этих данных требуются дополнительные исследования. Но Майкл Остерхолм (Michael Osterholm), директор Центра изучения и плана действий при инфекционных заболеваниях (Center for Infectious Diseases Research and Policy) Миннесотского университета (University of Minnesota) сообщил, что доказательная база уже достаточно обширна, чтобы не поощрять попытки фармацевтических компаний увеличить своё присутствие на рынке за счёт рекламы ранней вакцинации от гриппа. (далее…) «Ранняя вакцинация от гриппа может снизить эффективность защиты»

Малоподвижный образ жизни связан с ускорением старения клеток

Старение организма в целом и отдельных клеток — это естественный и необратимый процесс. Но на его скорость можно повлиять.

Биологический возраст клеток нашего организма может быть связан с физической активностью. К такому выводу пришли учёные, обследовавшие пожилых женщин, которые проводили в сидячем положении более 10 часов в день. Оказалось, что их клетки на 8 лет «старше» клеток женщин такого же возраста, но ведущих более активный образ жизни.

Исследование было проведено группой учёных из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), результаты работы опубликованы в издании American Journal of Epidemiology.

Исследователи обнаружили, что у женщин, которые сидели более 10 часов в день и активно двигались менее 40 минут ежедневно, длина теломер меньше.

Теломеры — это образования на концах хромосом, защищающие их и играющие важную роль в процессах деления клетки. Теломеры естественным образом укорачиваются по мере старения организма, но скорость, с которой уменьшается их длина, неодинакова у разных людей. Ускорить этот процесс могут разные факторы, например ожирение или курение.

Укорочение теломер связано с развитием сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и тяжёлых форм рака. (далее…) «Малоподвижный образ жизни связан с ускорением старения клеток»

Приём антидепрессантов во время беременности может быть опасен

Приём антидепрессантов во время беременности оказался связан с повышенным риском появления врождённых дефектов развития у ребёнка.

Назначение антидепрессантов беременным может повысить вероятность появления врождённых пороков развития у ребёнка. К такому выводу пришли учёные из Монреальского университета (фр. Université de Montréal), опубликовавшие исследование в издании British Medical Journal.

Общий риск появления аномалий развития плода у беременных, принимавших антидепрессанты, составил 6—10%. Среди тех, кто не получал препараты для лечения депрессии, риск был существенно ниже — 3—5%. По мнению исследователей, эта разница достаточно велика, чтобы пересмотреть практику назначения антидепрессантов беременным, особенно с учётом того факта, что польза от их приёма обычно оказывалась невелика.

«Во время беременности вы лечите женщину. Но при этом вы должны заботиться и о состоянии её ещё не рождённого ребёнка. И польза от назначений должна перевешивать возможные риски, — рассказывает ведущий автор исследования Аника Берард (Anick Bérard), профессор фармацевтического факультета Монреальского университета.

Известная специалистка по ведению беременности и лечению депрессии, Берард ранее установила связь между использованием антидепрессантов у беременных и низкой массой детей при рождении, аутизмом, выкидышами и развитием гипертензии беременных. Новое исследование автора стало одной из первых работ, посвящённых изучению врождённых пороков развития у детей женщин, страдающих депрессией. (далее…) «Приём антидепрессантов во время беременности может быть опасен»

Пластик из пинена — ещё один шаг на пути к устойчивому развитию

Ёлки
К сожалению, в ближайшее время новогодние ёлки не будут перерабатывать в пластик.

Большинство современных пластмасс производятся из нефти — невозобновляемого сырья. Но учёные уже разрабатывают технологии, которые смогут однажды изменить ситуацию. Так, специалисты Центра устойчивых химических технологий (Centre for Sustainable Chemical Technologies, CSCT) Университета Бата (University of Bath) заняты созданием пластика из пинена — химического вещества, компонента смолы хвойных деревьев.

Пинен — жидкость с характерным хвойным запахом, важный компонент для синтеза камфоры и некоторых других веществ, используется как растворитель лаков и красок. В то же время пинен — побочный продукт целлюлозно-бумажной промышленности.

Исследователи надеются, что новый материал найдёт множество применений везде, где сейчас используют пластик, от упаковки до медицинских имплантатов. (далее…) «Пластик из пинена — ещё один шаг на пути к устойчивому развитию»

Бактерии, живущие в кишечнике гусениц, защищают хозяев от инфекций

Питаясь растениями, гусеницы съедают немало бактерий. Но инфекционные заболевания у них развиваются достаточно редко. Учёным удалось разобраться в причинах этого явления.

Около половины всех насекомых относятся к травоядным, но это не значит, что их рацион ограничивается исключительно растениями. Вместе с кусочками листьев в организм могут попасть и потенциально вредоносные бактерии. Учёным удалось выяснить, как гусеницы защищаются от них. Результаты исследования были опубликованы в издании Cell Chemical Biology.

Оказывается, бактерии, часто встречающиеся в кишечнике гусениц со́вок или ночниц, а также многих других бабочек, вырабатывают мощный противомикробный белок. Он одновременно избавляет бактерий-симбионтов от конкурентов и защищает гусениц-хозяев от болезней.

«В течение длительного времени считалось, что бактерии, живущие в кишечнике организма-хозяина, выполняют, в том числе и защитные функции. Однако до сих пор не были определены ни конкретные виды, ни молекулярные механизмы, вовлечённые в этот процесс, — рассказывает первый автор работы Юнци Шао (Yongqi Shao) из Чжэцзянского университета (кит. 浙江大学). — Мы продемонстрировали, что эволюционный успех насекомых частично объясняется их симбиотической связью с микроорганизмами, составляющими микробиоту кишечника. Эти микроорганизмы эволюционировали совместно со своими хозяевами на протяжении миллионов лет». (далее…) «Бактерии, живущие в кишечнике гусениц, защищают хозяев от инфекций»

Индия: противники ГМО подали на учёных в суд

ГМ-горчица на поле Делийского университета. Растёт себе и не знает, что вокруг неё жители страны ломают копья.

Индийские власти были готовы одобрить первый местный сорт пищевых ГМ-культур, но торжество биотехнологии пришлось отложить — противница ГМО подала на исследователей в суд. Она обвиняет генетиков и правительство в преднамеренном обмане. (далее…) «Индия: противники ГМО подали на учёных в суд»

Обнаружен новый механизм развития тревожных расстройств

На снимке изображён процесс формирования новых нейронов в гиппокампе. Фото предоставлено Turku Centre for Biotechnology
На снимке изображён процесс формирования новых нейронов в гиппокампе. Фото предоставлено Turku Centre for Biotechnology.

Исследователям удалось выявить новый механизм, связанный с регуляцией тревоги в головном мозге. В ходе работы учёные также обнаружили молекулу, уменьшающую выраженность тревоги. Правда, пока только у грызунов.

Исследование велось под руководством Элеанор Коффи (Eleanor Coffey), научного руководителя Академии Або (швед. Åbo Akademi, фин. Åbo Akademi) в Финляндии. В работе также приняли участие учёные из США.

Считается, что стимуляция процесса образования новых нейронов в гиппокампе, отделе мозга, управляющего эмоциями и обучением, может привести к нейропластическим изменениям. Последние, в свою очередь, теоретически могут оказать положительное влияние на настроение и снизить тревожность. Однако эта гипотеза до сих пор считалась спорной и нуждающейся в дополнительных доказательствах. (далее…) «Обнаружен новый механизм развития тревожных расстройств»

Связь между сквернословием и честностью

Люди прибегают к обсценной лексике не только для того, чтобы нахамить собеседнику, но и для того, чтобы выразить свои искренние чувства.

Употребление обсценной лексики в разговоре обычно ассоциируется со злостью и грубостью. Но она может иметь и другое, более позитивное значение. Международная команда исследователей, в которую вошли учёные из Нидерландов, США, Великобритании и Гонконга, сообщает, что люди, которые часто используют непечатные выражения, реже оказываются связаны с обманом и жульничеством.

Результаты работы были опубликованы в издании Social Psychological and Personality Science. (далее…) «Связь между сквернословием и честностью»

Треть пациентов напрасно принимала противоастматические препараты

Спирометрия — один из основных тестов, использующихся для оценки функции лёгких и постановки диагноза "бронхиальная астма".
Спирометрия — один из основных тестов, использующихся для оценки функции лёгких и постановки диагноза «бронхиальная астма».

Как утверждается в новом исследовании, приблизительно один из трёх пациентов с диагнозом «бронхиальная астма» в действительности либо не страдает этим заболеванием вовсе, либо находится в ремиссии.

Авторы работы провели всестороннее изучение функции лёгких 613 взрослых добровольцев, у которых ранее была диагностирована бронхиальная астма. Если участники исследования получали какие-либо противоастматические препараты, исследователи постепенно отменяли их в ходе четырёх визитов пациента в клинику. Это было сделано для того, чтобы выяснить, как лёгкие справятся со своей работой в отсутствие медикаментов.

В процессе работы было установлено, что 203 участника исследования — 33% от общего количества — на самом деле не страдают астмой. За ними продолжили наблюдать в течение года после завершения исследования. Оказалось, что результаты тестов 181 пациента из этой группы по-прежнему слишком хороши, чтобы у медиков были основания для повторной постановки диагноза «бронхиальная астма».

Результаты работы были опубликованы в издании JAMA (The Journal of the American Medical Association). (далее…) «Треть пациентов напрасно принимала противоастматические препараты»

Микроинсульты могут быть связаны с развитием деменции

Микроинсульт способен повлиять на область мозга, по объёму в 12 раз превосходящую ядро самого инсульта.

Микроинсульт — это разновидность инсульта, который длится всего несколько минут. В новом исследовании было обнаружено, что микроинсульты намного опаснее, чем принято считать.

Инсульт является одной из основных причин инвалидностей и смертей в мире. Транзиторная ишемическая атака (ТИА), или, как её ещё называют, «микроинсульт» случается, когда артерия, снабжающая головной мозг кровью, оказывается ненадолго заблокирована сгустком крови, тромбом. Микроинсульт — практически то же самое, что и обычный инсульт, разница только в его продолжительности во времени.

Существующие исследования показывают, что приблизительно у 25-30% людей, перенёсших ишемический инсульт, может развиться отложенное нарушение когнитивных функций сосудистого генеза или сосудистая деменция. Микроинсульты приводят к появлению крохотных повреждений 0,05-3 мм в диаметре. Однако всё большее количество исследований указывает на связь между микроинсультами и снижением когнитивных функций и деменцией.

Изучив результаты имеющихся работ, группа исследователей из Медицинского университета Южной Каролины (Medical University of South Carolina) предположила, что микроинсульты могут влиять на работу мозга в большей степени, чем это можно пронаблюдать на гистологических препаратах или магнитно-резонансных томограммах. (далее…) «Микроинсульты могут быть связаны с развитием деменции»

Методы нейробиологии протестировали на игровой консоли

Исследователи изучили микропроцессор приставки Atari 2600 с помощью методов нейробиологии. Результаты оказались печальными.

Учёные Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley) и Северо-Западного университета (Northwestern University) запустили на старой игровой консоли Atari 2600 несколько популярных видеоигр и проанализировали её работу с помощью методов современной нейробиологии — всё для того, чтобы выяснить, может ли наука в нынешнем состоянии понять мозг. Оказалось, что в случае с машиной этот подход не очень эффективен — и учёные сомневаются, что на мозге он работает лучше. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS Computational Biology.

Считается, что нейробиологи пока не разобрались в работе мозга потому, что им не хватает информации. Что если собрать большие и сложные массивы данных и проанализировать их с помощью продвинутых алгоритмов, мы наконец проникнем в тайны природы. Таких баз данных пока не существует, но даже если бы существовали, мы не могли бы узнать, насколько информация, полученная с помощью алгоритмов, соответствует действительности. Не уведут ли такие «открытия» дальше от истины? Учёные решили проверить это на примере «модельного организма» — системы, созданной самим человеком, изученной вдоль и поперёк. Они попытались исследовать работу микропроцессора приставки Atari 2600 с помощью методов нейробиологии — точнее, их «машинных» аналогов. (далее…) «Методы нейробиологии протестировали на игровой консоли»

Путаться в именах близких — это совершенно нормально

Мозг пытается выбрать правильное имя из соответствующей "папки". Но иногда он ошибается.
Мозг пытается выбрать правильное имя из соответствующей «папки». Но иногда он ошибается.

Когда Саманта Деффлер (Samantha Deffler) была маленькой, мама часто называла её именами сестёр. «Ребекка, Джесси, Молли, Саманта», — говорила она.

Деффлер выросла и стала учёным-когнитивистом в Роллинс-колледже (Rollins College). Она решила выяснить, почему люди часто путают имена своих друзей или детей. Для этого Деффлер провела опрос, в котором приняли участие более 1700 мужчин и женщин разного возраста. Результаты работы были опубликованы в издании Memory & Cognition. Оказалось, что практически все добровольцы периодически называют одних своих близких именами других.

«Это нормальная когнитивная ошибка», — говорит Деффлер.

Путаница с именами, по мнению учёной, не связана со старением или плохой памятью. Это просто побочный продукт механизма, который мозг использует для категоризации имён. В нашей памяти есть что-то вроде «папок», в которых хранятся имена членов семьи и друзей. Эти «папки» по сути представляют собой семантические категории, то есть, категории, в которых объединяются слова со сходным значением. Когда люди называют кого-то чужим именем, это имя в подавляющем большинстве случаев берётся из той же «папки», что и настоящее имя того, к кому обращаются. Фонетическое сходство имён тоже может играть определённую роль, но не такую значительную, как сходство семантическое.

В ходе работы была выделена одна группа людей, особенно часто путающихся в именах. «Мамы. Чаще всего это делают мамы, — рассказывает Деффлер. — Любая мама, с которой я говорила, признавалась, что периодически совершала эту ошибку». (далее…) «Путаться в именах близких — это совершенно нормально»

Берегите голову при предрасположенности к Альцгеймеру

Джасмит Хейз, Бостонский университет
Джасмит Хейз, Бостонский университет.

Обнаружено, что у людей, генетически предрасположенных к развитию болезни Альцгеймера, сотрясение мозга ускоряет начало связанных с болезнью изменений — атрофию клеток головного мозга и когнитивные нарушения.

Результаты исследования, проведённого специалистами Медицинской школы Бостонского университета (Boston University School of Medicine, BUSM), опубликованы в журнале Brain.

Известно, что черепно-мозговые травмы средней тяжести являются одним из самых сильных внешних факторов, увеличивающих риск развития нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Оставалось неясным, увеличивают ли риск черепно-мозговые травмы лёгкой тяжести и сотрясения мозга.

Исследование проведено с привлечением 160 ветеранов войн в Ираке и Афганистане, тех, что перенесли одно или несколько лёгких сотрясений мозга, и тех, кто никогда не получал такой травмы. Толщина коры головного мозга испытуемых с помощью МРТ была измерена на семи участках, которые, как известно, первыми атрофируются при болезни Альцгеймера, а также на семи контрольных участках.

«Мы обнаружили, что сотрясение мозга было связано со снижением толщины коры в областях мозга, которые страдают при болезни Альцгеймера, — сообщает автор исследования Джасмит Хейз (Jasmeet Hayes). — Наши результаты показывают, что в сочетании с генетическими факторами, сотрясение мозга может быть связано с ускорением темпов атрофии коры головного мозга и снижением памяти при болезни Альцгеймера». (далее…) «Берегите голову при предрасположенности к Альцгеймеру»

Противоопухолевые препараты способны блокировать репликацию вируса Зика

Профессор Олли Вапалахти, один из ведущих авторов исследования, посвящённого поиску эффективных методов лечения лихорадки Зика.

Группа учёных из Хельсингского университета (финн. Helsingin yliopisto) продемонстрировали, что три препарата для лечения онкологических заболеваний эффективно подавляют активность вируса Зика в клетках организма человека. Результаты работы способны стать основой для разработки противовирусных препаратов широкого спектра действия, работающих на клеточном уровне. Новые препараты могут помочь в борьбе с лихорадкой Зика и другими вирусными заболеваниями.

Заражение вирусом Зика во время беременности связывают с развитием врождённых аномалий головного мозга ребёнка. По этой причине эксперты Всемирной организации здравоохранения назвали его одним из 11 вирусов, требующих немедленного изучения и скорейшей разработки эффективных лекарственных средств. В настоящее время препаратов с доказанной эффективностью для лечения лихорадки Зика не существует. (далее…) «Противоопухолевые препараты способны блокировать репликацию вируса Зика»