Женскую репродуктивную систему воспроизвели в лабораторных условиях

Так выглядит <i>EVATAR</i> женской репродуктивной системы.
Так выглядит EVATAR женской репродуктивной системы.

Учёным удалось разработать устройство, имитирующее женский репродуктивный цикл. Прибор, в котором используются живые ткани, должен — как надеются его авторы — помочь в решении распространённых женских медицинских проблем: от миом и эндометриоза до бесплодия, онкогинекологических заболеваний и сложностей с вынашиванием беременности.

Устройство, статья о котором была опубликована в издании Nature Communications, получило название EVATAR — это игра слов, производное от «Евы» и «аватара».

«Аватар — это цифровой заместитель человека в виртуальной реальности, — рассказывает Тереза Вудрафф (Teresa Woodruff), биомедицинский инженер из отделения акушерства и гинекологии Северо-Западного университета (Northwestern University), участвовавшая в разработке прибора. — Поэтому, когда мы решили создать искусственную версию женских репродуктивных органов, мы подумали о слове EVATAR». (далее…) «Женскую репродуктивную систему воспроизвели в лабораторных условиях»

Кошки всё-таки любят людей

И всё-таки кошки любят нас не только за то, что мы их кормим.
И всё-таки кошки любят нас не только за то, что мы их кормим.

Принято думать, что кошки не очень общительны. Они гуляют сами по себе и терпят людей только потому, что те их кормят. Но, похоже, это заблуждение, и кошки действительно любят своих хозяев. Учёные из Университета штата Орегон (Oregon State University) и Университета Монмут (Monmouth University) показали, что из множества приятных вещей — еды, игрушек и любопытных запахов — животные выбирают общение с человеком. Пища в списке приоритетов только на втором месте. Результаты исследования опубликованы в журнале Behavioural Processes. (далее…) «Кошки всё-таки любят людей»

В США все больше женщин при одностороннем раке груди удаляют обе железы

Ахмедин Джемал выразил надежду, что онкологи внимательно отнесутся к рекомендациям экспертов Американского общества хирургов-маммологов.

Около трети жительниц США в возрасте от 20 до 44 лет, прошедших одностороннюю хирургическую операцию по поводу рака молочной железы (РМЖ), решили удалить также и вторую грудь — из соображений профилактики. Это установили авторы ретроспективного исследования, опубликованного в издании JAMA Surgery.

В штате Вирджиния доля пациенток, принявших такое решение, за последние годы значительно увеличилась. В период с 2004 по 2006 гг. их было 9,8%, а с 2010 по 2012 — уже 31,2%. «Никто не знает, почему, но информация о том, что Анджелина Джоли (Angelina Jolie) удалила свою грудь [в 2013 г.] широко освещалась в СМИ. После этого мы отметили небольшое повышение частоты [проведения таких операций]», — рассказывает Ахмедин Джемал (Ahmedin Jemal) вице-президент Американского онкологического общества (American Cancer Society) по исследованиям выживаемости и здравоохранения. Однако в ходе исследования было обнаружено, что удаление второй (не затронутой заболеванием) молочной железы стало проводиться чаще и до того, как Джоли решила пройти профилактическую мастэктомию. «Возможно, женщины опасаются появления вторичного рака в здоровой железе и принимают решение, не вполне понимая соотношение рисков и пользы от процедуры, — добавляет Джемал. — Они не дают себе времени рассмотреть все возможные варианты лечения». (далее…) «В США все больше женщин при одностороннем раке груди удаляют обе железы»

Обнаружен астероид-лихач

Астероид-лихач едва не сталкивается с Юпитером.

Астрономы из Университета Западного Онтарио (University of Western Ontario) и Университета Атабаски (Athabasca University) обнаружили астероид, который движется «не в ту сторону» — не так, как планеты и 99,99% других астероидов Солнечной системы. Что ещё удивительнее, он умудряется проходить совсем близко от Юпитера и избегать столкновения. Описание странного небесного тела опубликовано в журнале Nature. (далее…) «Обнаружен астероид-лихач»

Проведена первая пересадка донорских индуцированных стволовых клеток

Впервые в истории медицины донорские индуцированные стволовые клетки были превращены в клетки сетчатки и пересажены пациенту.

Житель Японии стал первым человеком, получившим инъекцию донорских индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Хирурги ожидают, что в будущем область применения таких клеток расширится. По адаптивности донорские стволовые клетки сравнимы с эмбриональными, но их применение не вызывает этических разногласий. Появление клеточных банков могло бы сделать процедуру трансплантации стволовых клеток более удобной и одновременно снизить её цену. Кроме того, в пересадке обычно нуждаются люди пожилого возраста, а с годами в клетках накапливаются генетические аномалии, что повышает риск осложнений после трансплантации. Использование клеток молодых доноров могло бы решить также и эту проблему.

Донорские индуцированные плюрипотентные стволовые клетки — это клетки, полученные у взрослого человека (например, из кожи), а затем «перепрограммированные» для возврата в эмбриональное состояние. Впоследствии такие «зародышевые» клетки могут быть превращены в клетки определённого типа, необходимые для лечения того или иного заболевания. (далее…) «Проведена первая пересадка донорских индуцированных стволовых клеток»

Марс убивает 99% известных микробов. Наверное

Учёные использовали аэростат под названием E-MIST (Exposing Microorganisms in the Stratosphere, буквально «Воздействие стратосферы на микроорганизмы»).

Астробиологов, которые ищут жизнь на Марсе, преследует общий кошмар. Что если зонд, который должен взять пробы, принесёт с собой земные бактерии и они исказят результаты или того хуже — расплодятся по всей планете? Учёные из Космического центра Кеннеди (Kennedy Space Center), Университета штата Пенсильвания (The Pennsylvania State University) и НАСА показали, что даже самые стойкие штаммы земных микроорганизмов погибают в марсианских условиях. По крайней мере, в ходе симуляции. Результаты исследования опубликованы в журнале Astrobiology. (далее…) «Марс убивает 99% известных микробов. Наверное»

Подробности кулинарии древних каннибалов

Следы, оставленные каменным орудием на фрагменте плечевой кости из пещеры Санта-Майра.

Археологи делят доказательства каннибализма на несколько категорий. К наиболее явным относят, например, человеческие кости, найденные в человеческих же копролитах (то есть окаменевших фекалиях!). К косвенным относятся отметины от орудий и зубов; следы огня; ситуации, когда в захоронении присутствуют только определённые (гастрономически ценные) части скелета; ситуации, когда кости человека перемешаны с костями животных.

Как известно, чем дальше в прошлое — тем более зыбки свидетельства. И всё-таки, судя по всему, наши предки не брезговали человечинкой испокон веков. Например, доказанным можно считать факт людоедства древнейших европейцев в Гран Долина (Испания) — эти каннибалы вершили свои чёрные дела почти миллион лет назад. Ряд свидетельств каннибализма есть и на неандертальских памятниках, и в верхнем палеолите, и в мезолите, и в неолите.

Каждый раз, когда антропологи и археологи натыкаются на подобные свидетельства, исследование разделяется на две части: во-первых, найденные следы нужно описать и интерпретировать. А, во-вторых, постараться разобраться в их причинах.

Именно о таком исследовании говорится в статье, опубликованной в Journal of Anthropological Archaeology. (далее…) «Подробности кулинарии древних каннибалов»

Одобрен первый препарат для лечения тяжёлой формы рассеянного склероза

Новый препарат для лечения рассеянного склероза «Окревус» выпускается компанией Genentech, принадлежащей фармацевтическому гиганту Roche.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration, FDA) одобрило препарат «Окревус» (Ocrevus, окрелизумаб) для терапии пациентов с тяжёлой прогрессирующей формой рассеянного склероза. Ранее у этих больных не было эффективных способов борьбы с изматывающим заболеванием. «Окревус» также был разрешён к использованию у больных с ремиттирующе-рецидивирующей, наиболее распространённой и не такой мучительной формой болезни.

В клинических испытаниях эффективности препарата при рецидивирующей форме рассеянного склероза приняли участие 1656 пациентов. На фоне приёма «Окревуса» частота обострений у них оказалась на 47% меньше, чем аналогичный показатель в группе больных получавших уже одобренный препарат Ребиф (Rebif). В другом исследовании, в которое были включены 732 пациента с прогрессирующим рассеянным склерозом, риск прогрессирования заболевания в группе, получавшей «Окревус», оказался на 24% ниже, чем в группе, принимавшей плацебо. (далее…) «Одобрен первый препарат для лечения тяжёлой формы рассеянного склероза»

Полынь научили вырабатывать больше лекарства

Сорайя Пелаз наблюдает за ростом полыни в теплице Центра исследований агрономической геномики.

Более 2000 лет в Китае для лечения интермиттирующей лихорадки использовалась полынь однолетняя (лат. Artemisia annua). В 2015 г. врачу из Китая, специалистке по народной медицине Юю Ту (кит. 屠呦呦) была вручена Нобелевская премия за открытие артемизинина, биологически активного соединения, содержащегося в полыни и эффективного в отношении вызывающих малярию паразитов. Сейчас лекарства на основе артемизинина считаются основным — и наиболее эффективным — средством от малярии. Кроме того, такие препараты помогают при других паразитарных заболеваниях. Считается также, что артемизинин обладает противоопухолевым потенциалом.

Однако получение артемизинина связано с одной сложностью. Полынь его вырабатывает мало. Существует технология химического синтеза артемизинина, но её использование значительно повышает стоимость лекарств на основе полученного соединения.

Для решения этой проблемы была создана международная группа учёных. В неё вошли специалисты из Центра исследований агрономической геномики (Centre for Research in Agricultural Genomics) и компании Sequentia Biotech S.L. Учёным удалось генетически модифицировать полынь таким образом, чтобы растение начало синтезировать в два раза больше артемизинина. Результаты работы были опубликованы в издании The Plant Journal. (далее…) «Полынь научили вырабатывать больше лекарства»

Полсотни научных журналов приняли на работу фейк

Журналы-хищники хотят слопать тебя и твои деньги, %username%. Остерегайся!

Учёные из Вроцлавского университета (пол. Uniwersytet Wrocławski) разослали в научные журналы фейковые резюме редактора. Каково же было их удивление, когда почти пять десятков предложили придуманной ими девушке работу. Об эксперименте, призванном оценить качество изданий, польские исследователи рассказали в Nature News. (далее…) «Полсотни научных журналов приняли на работу фейк»

Австралийский «Парк Юрского периода»

Среди тысяч следов попадаются вот такие отпечатки ног зауроподов.

Учёные из Квинслендского университета (University of Queensland) и Университета Джеймса Кука (James Cook University) обнаружили в Австралии «Парк юрского периода» — огромное количество следов динозавров, среди которых можно выделить около двадцати разных типов. Палеонтологи тщательно их задокументировали и опубликовали статью в Journal of Vertebrate Paleontology. (далее…) «Австралийский «Парк Юрского периода»»

Новая вакцина против ротавируса подтвердила свою эффективность

В ходе клинических испытаний младенцы получали либо новую вакцину, либо плацебо.
В ходе клинических испытаний младенцы получали либо новую вакцину, либо плацебо.

С ротавирусной инфекцией связана приблизительно треть всех летальных исходов среди детей младше 5 лет. Это заболевание уносит около 450 тыс. жизней ежегодно. Новая вакцина безопасна и достаточно эффективна в плане защиты от ротавируса. К таким выводам пришли авторы масштабных клинических испытаний, недавно завершённых в Африке.

Результаты работы были опубликованы в издании New England Journal of Medicine. Новая термостойкая вакцина оказалась способна в 66,7% случаев предотвратить развитие гастроэнтерита, обусловленного ротавирусом. Кроме того, новая вакцина — она называется BRV-PV — дешевле существующих аналогов. Для её хранения не требуется холодильник. Вакцина была специально адаптирована к вирусным штаммам, чаще других встречающимся в Центральной Африке, наиболее неблагоприятном в плане распространённости ротавирусной инфекции регионе мира. (далее…) «Новая вакцина против ротавируса подтвердила свою эффективность»

Классифицированы редкие генетические причины ожирения

0,5% случаев ожирения связаны не с наследственной предрасположенностью или погрешностями в питании, а с моногенными заболеваниями, при которых избыточный вес появляется практически всегда.

Ранее считалось, что причиной ожирения могут быть примерно 20 генетических особенностей. Однако новое исследование показало, что на самом деле их гораздо больше. Результаты работы были опубликованы в понедельник в издании Obesity Reviews.

Канадские учёные выявили и описали 79 генетических синдромов, одним из основных симптомом которых является ожирение, состояние, при котором индекс массы тела (ИМТ) составляет 30 кг/м2 или более. Хотя работа была посвящена поиску редких наследственных синдромов, её авторы уверены, что она может быть полезна миллионам людей по всему миру, потерявшим контроль над собственным весом по причинам, связанным с генетикой.

«В исследовании мы сконцентрировались на моногенных причинах ожирения», — рассказывает руководитель исследования Давид Мейр (David Meyre), доцент Школы медицины Майкла ДеГрута Университета Макмастера (Michael G. DeGroote School of Medicine at McMaster University) в Онтарио. Речь идёт о так называемых «менделевских болезнях» — определённых сочетаниях генов, вызывающих заболевание со 100% вероятностью. Примером таких болезней является, например, хорея Хантингтона, заболевание нервной системы, влияющее как на возможность нормально двигаться, так и на когнитивные способности. (далее…) «Классифицированы редкие генетические причины ожирения»

Эритроциты in vitro

Клетки "бессмертной" клеточной линии непрерывно делятся — при этом их морфология не меняется.
Клетки «бессмертной» клеточной линии непрерывно делятся — при этом их морфология не меняется.

Учёным из Бристольского университета (University of Bristol) и подразделения крови и трансплантаций Национальной службы здравоохранения Великобритании (National Health System Blood and Transplant) удалось создать «бессмертную» клеточную линию, способную быстрее вырабатывать эритроциты. Результаты работы были опубликованы в издании Nature Communication. (далее…) «Эритроциты in vitro»

Фонд Гейтс запустит собственную издательскую платформу

Фонд Гейтс продолжает продвигать «открытую науку», теперь — с помощью собственной издательской платформы.

Благотворительный Фонд Билла и Мелинды Гейтс (Bill & Melinda Gates Foundation) запустит собственную платформу для научных публикаций. Сервис под названием Gates Open Research позволит грантополучателям фонда выкладывать статьи и любые другие массивы данных в открытый доступ и начнёт работать в третьем квартале этого года. (далее…) «Фонд Гейтс запустит собственную издательскую платформу»